YARCLUB.RU
Сайт рассказывающий о древних божествах на Руси
ерун— бог грома и молний, как небесного огня

Сказки
Ярило и Кащей
Сива и Ярило
Сварог и Семаргл
Перун и Дива
Свита Ярилы и Велеса


Наши партнеры



Русалки

Современное романтическое представление о русалке как о прекрасной загадочной девушке с длинными волосами и рыбьим хвостом вместо ног – конечно же, порождение нового времени. Исконная русалка менее эстетична и более опасна. Например, в средней и севернорусской полосе по большинству народных описаний, русалки представлялись в виде отвратительных голых старух с распущенными волосами. Одним из распространенных внешних признаков русалок в народном сознании были длиннющие груди, которые те закидывали за спину. Известно, что русалки любят щекотать встреченного и могут защекотать насмерть.

Само название «русалка» происходит от названия поминального римского праздника «розалий», названного так по цветам, из которых плели венки в честь умерших. Видимо, пройдя через греческий и румынский языки, «розалии» превратились в «русалии» у южных славян.

Что касается русских летописных памятников, название праздника «русалии» встречаются здесь в документах XIII-XVI вв. Русальские пляски отличались бешеным весельем и даже неистовостью. Кирилл Туровский в XI в. в числе «злых и скверных дел» называет «плясанье, бубны, гусли, игранья неподобные, русалья». В русальских плясках участвовали женщины в ритуальной одежде со спущенными длинными (практически до щиколоток) рукавами, украшавшие себя цветами и ветками. Видимо, именно участниц весеннее-летнего празднества и стали называть «русалиями», а в России XVIII в. – «русалками».

Русалками, по восточнославянским народным представлениям, становились молодые утопленницы и умершие некрещеными дети. Считалось, что не прожив отпущенный им срок, они завидуют людям и особенно опасны. В народе, кроме того, иногда объединяли русалок и ведьм. Неизменным признаком первых всегда и везде остаются распущенные волосы, а распускание волос – это непременное условие колдовства.

У многих первобытных народов рождение необычных детей – близнецов, уродов, детей с необычными признаками, - воспринималось как результат вмешательства сверхъестественных существ (богов, демонов) и вызывало опасения. Нередко в подобных случаях и мать и дитя изолировали от общества, приносили в жертву богам. В то же время этих людей, так явно отмеченных вниманием высших сил, нельзя было просто убить. С ними нередко поступали как с подлежащими удалению сакральными объектами. На Руси запрещалось их уничтожать, но полагалось пустить их вплавь по реке: так они приплывут в рай.

Есть и другая причина для предания молодых женщин, считавшихся ведьмами, воде. Связанная с Перуном ведьма, то есть, женщина, заподозренная в зачатии от бога, и обычай утопления вместе с её необычным потомством объясняют возникновение русалок и с другой стороны. Живая ведьма такого высокого ранга (её даже называли «царицей») была способна задержать для всей страны дожди. Погребение её в земле могло рассердить Перуна и также вызвать засуху. Оставалось избавиться от ведьмы, сплавив её по воде к Перуну. Кстати, в русском разговорном языке до сих пор слово «сплавить» имеет переносный смысл «избавиться».

Очевидно, такого рода жертвы стали первыми русалками. Может быть, в обрядовом выявлении подобных «ведьм» играли активную роль обычные женщины. Оттого, как обычно отмечается, русалки не любят женщин. Они также не любят полынь – это растение тоже было задействовано в жестоком обряде наказания. Жертву перед утоплением стегали полынью, приговаривая при этом «Сгинь!». По поверьям, русалки боятся полыни, и если на вопрос о том, какое растение девушка принесла с собой на берег, ответить «Полынь!», то русалка откликнется возгласом: «Сама ты сгинь!» - и скроется.

Однако отношение к таким покойникам было двойственным: с одной стороны их опасались и сторонились, с другой – задабривали и просили помощи. Культ их был даже более важным и насыщенным, нежели культ «дедов» - умерших предков. Воде бы женщины, оказавшись приближенными к богу, ведавшему погодой, получали влиятельность в этом вопросе, русалки были важной силой, стимулировавшей, так сказать, плодородие полей и людское благополучие. Но ожидать благодеяний от насильно утопленной ведьмы трудно, а вот направить её влияние в нужную сторону необходимо. Отсюда интонации заискивания, страха и угрозы в русальной обрядности. Поэтому русалкам и жертвы приносили, и подарки дарили – вешали на ветках пряжу, полотенца, рубашки и венки.

И последнее. Почему именно молодые девушки становились русалками? Объясняли это тем, что тело и душа старика в могиле сгнивают, а у молодой девушки подвергается тлению только тело, душа же её продолжает цвести и переходит в цветы на могиле.

Время пребывания русалок на земле строго ограниченно, т.е., им присуща «сезонность» появления и исчезновения. Русалки появлялись из воды на Троицу и лезли на деревья, качались на ветвях, или скрывались в житном поле, а исчезали в последний день Русальной недели или с началом Петрова поста, реже – накануне Ивана Купалы.


Использованы материалы книг
Л.С. Клейн. Воскрешение Перуна
Л. Нидерле. Славянские древности

Атрибуты Перуна
Праздники времен года
Русалки

 

У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Мальница), Град, Дождь, русалки и водяные, Ветры-сыновья, имеющие порой собственные имена. Иногда их четыре (по сторонам света). Отсюда день Перуна - четверг


В 980 году Владимир I приказал в России соорудить чур Перуна, а именно в Киеве среди двора своего на берегу реки Буричева. Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода была из золота.

Князь Владимир I до предательства, был, кажется, ревностный почитатель Перуна; ибо кроме в Киеве изображения сего идола, приказал он дяде своему Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, и в сем так же городе соорудить истукан его. Сей поставил Перуна на берегу Волхова.

В 988 году, когда Владимир предал веру предков, повелел истребить все кумиры.


 

 


 
Контактная информация:
е-майл: yar@yarclub.ru
Верстка - mixo©

Гадалка Таро