YARCLUB.RU
Сайт рассказывающий о древних божествах на Руси
ерун— бог грома и молний, как небесного огня

Сказки
Ярило и Кащей
Сива и Ярило
Сварог и Семаргл
Перун и Дива
Свита Ярилы и Велеса


Наши партнеры

АФК-проект: оснащение ресторанов в Москве



Праздники времен года

У древних славян существовал ряд языческих празднеств и обрядов, исполнявшихся в разное время года. Отчасти они были связаны с культом умерших предков, но в большей мере это были праздники, посвященные окончанию зимы и приходу весны, зимнему и летнему солнцестоянию, окончанию полевых работ. И всегда за этим скрывались причины хозяйственного порядка: народ с определенными обрядами и молитвами обращался к определенным духам и богам – в зависимости от их «покровительственной» функции – с просьбами о благополучии и богатом урожае.

Прежде всего это было солнце, оказывавшее решающее значение на жизнь древних славян. Отсюда ведущее значение «солнечных» богов и празднеств, связанных со временами года, особенно с началом весны, когда природа оживает, благодаря солнечному теплу, затем периодом летней и осенней уборки урожая. Ими, по представлению славян-язычников, солнце как бы завершало свои хозяйственные дела.

Торжественные обряды, сопровождавшие эти празднества, понимались как акты колдовства или магии, призванные оказать влияние на космические силы и в результате поспособствовать обильному урожаю. Древние источники об этих культах говорят мало, мы можем судить о них главным образом из примеров славянского фольклора.

К зимним празднествам относится, конечно и прежде всего – коляда, т.е., хождение от дома к дому с наряженной фигурой и соответствующими песнями и поговорками. По своему происхождению этот обряд не славянский, он заимствован из Рима – речь о новогоднем празднестве colendae, из названия которого и образовалось славянское «коляда». Это праздник проник к славянам ещё до принятия христианства, и частично сохранился до сегодняшних дней. Определенные римские календы (об этом говорят различные обряды, например, в России) естественно слились с остатками каких-то славянских празднеств в честь зимнего солнцестояния.

Другой древний обычай и праздник, известный под названием «крачун» и широко распространенный среди славян, засвидетельствован на Руси уже в XII веке. Но и он, по всей вероятности, того же происхождения, что и коляда, а название его образовалось от латинского creatio – рождение Пана.

К весенним празднествам относится «вынесение смерти». Этот обряд был известен уже в языческий период и распространен почти у всех славян, особенно у западных и восточных. До сих пор в первые дни весны делают фигуру из соломы, которую с песнями проносят по деревне и бросают в воду. Жертва, называвшаяся «Марена» (по некоторым исследованиям от древнеславянского «моръ» - смерть), первоначально была настоящей и лишь позднее её заменили чучелом. Обряд вынесения Марены, скорее всего, является пережитком жертвоприношений весенней воде, освободившейся ото льда.

Масленица – позднее имя соломенной куклы, возившейся по деревне и затем подвергавшейся пародийным похоронам, сожжению или утоплению в проруби. Не будучи приурочена к какому-либо христианскому памятному событию, Масленица сохранила много языческих ритуалов. Проводы-похороны Масленицы – главный из них. Народ собирался на возвышенности, там или на берегу реки жгли костры, причем для них не просто собирали по домам солому, дрова, а воровали все, что могло сойти за топливо. Воздвигали шест, на нем сверху укрепляли колесо или смоляную бочку, и поджигали.

Атрибутом этого праздника считаются блины, характерны также ритуалы с молодоженами (в гости к теще на блины), а у западных славян было принято навязывать колодки на ноги молодым холостякам и требовать выкупа за их освобождение. Катались на санках с гор, с гор скатывали горящие колеса (связано с культом солнца), ели и пили вдоволь… Широкая Масленица – самый разгульный, шумный, веселый и традиционно русский праздник.

Хотя на лето попадало наибольшее количество хозяйственных работ, тем не менее, долгая теплая погода давала простор для различных игр и развлечений на лоне природы. В основе этих празднеств лежало её чествование в момент наибольшего расцвета.

Праздники, связанные с летним солнцестоянием, выделяются среди других шумным весельем, и главным действием в них являются прыжки через огонь (связано с идеей очищения). Дальше, это массовые гуляния, обязательные гадания, а кое-где и драматические сценки, аналогичные утоплению Марены. На Руси подобным праздником является праздник «купало», или день Купалы (накануне праздника Иоанна Крестителя, 23-24 июня).

В этот день солнце достигает апогея. Это самый длинный день в году и самая короткая ночь. Славяне верили, что в Купальскую ночь на мгновение расцветает огнем папоротник, и кто этот цветок сумеет схватить, тому станет понятен язык птиц и зверей, и откроются клады.

В ночь на Ивана Купалу украинцы и особенно белорусы повсеместно жгли костры, молодые парни и девушки плясали вокруг и прыгали через огонь, часто попарно, потом гуляли по лесам. Главное действо совершалось вокруг специально срубленного и украшенного деревца. Его именовали Мораной, Мареной или Марой. Сходство масленичной и купальской обрядности объясняется тем, что в течение ежегодного оживания природы и созревания растений люди старались поддержать этот процесс с помощью магии, стремясь «обеспечить» плодородие. Однако слово «Мара» по некоторым описаниям может означать просто «привидение», «призрак». Таким образом, им могли обозначать любой неясный образ, таинственный персонаж.

Нередко вместо деревца водружали столб или кол, называя его Купалой. Столб был обвит соломой, пук соломы зажигали на его верхушке, собирая этим сигналом в купальскую ночь народ. Под конец празднества это сооружение бросали в воду, призывая дожди, купались и сами – купальская вода считалась целебной. Верили, что в этот день и солнце купается, окунаясь несколько раз в воду. Девушки плели венки и бросали их в воду, а парни старались поймать и разорвать – это имело метафорический смысл полового овладения.

Надо сказать, что в купальскую ночь допускалась значительная половая свобода. Ритуальные прыжки через костер и купание часто происходили без одежды; можно полагать, что во многих случаях по обычаю дело не ограничивалось обоюдным оголением молодежи и разрыванием венков, имевшим образный смысл лишения девичества.

Атрибуты Перуна
Праздники времен года
Русалки

 

У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Мальница), Град, Дождь, русалки и водяные, Ветры-сыновья, имеющие порой собственные имена. Иногда их четыре (по сторонам света). Отсюда день Перуна - четверг


В 980 году Владимир I приказал в России соорудить чур Перуна, а именно в Киеве среди двора своего на берегу реки Буричева. Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода была из золота.

Князь Владимир I до предательства, был, кажется, ревностный почитатель Перуна; ибо кроме в Киеве изображения сего идола, приказал он дяде своему Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, и в сем так же городе соорудить истукан его. Сей поставил Перуна на берегу Волхова.

В 988 году, когда Владимир предал веру предков, повелел истребить все кумиры.


 

 


 
Контактная информация:
е-майл: yar@yarclub.ru
Верстка - mixo©

Гадалка Таро