YARCLUB.RU
Сайт рассказывающий о древних божествах на Руси
ерун— бог грома и молний, как небесного огня

Сказки
Ярило и Кащей
Сива и Ярило
Сварог и Семаргл
Перун и Дива
Свита Ярилы и Велеса


Наши партнеры

АФК-проект: оснащение ресторанов в Москве

Атрибуты Перуна

Перун, олицетворение грозного неба с громом и молнией, был главным богом, общим для всех славян. Даже в конце языческого периода он оставался таковым и для народа, и для варяжской дружины во главе с князем, поместившим идол божества перед своим дворцом среди прочих изваяний языческих богов. Голова деревянного Перуна была серебряной, усы сделаны из золота. Правда, идол простоял недолго: в 988 году Владимир принял христианство и приказал сбросить статую в Днепр, по которому та и плыла, пока не застряла где-то на мели, ещё долгое время спустя называвшейся Перуновой…

Орудия Перуна – каменные топоры и стрелки. По поверьям, они при ударе молнии уходят глубоко в землю, а через некоторое время выходят на поверхность. Обычно это оказываются неолитические кремневые наконечники стрел и каменные топоры, нередко обнаруживаемые на полях.
Особенным почитанием пользовались камни с природным отверстием – им приписывалась магическая сила. Достоверно было известно, что с их помощью можно обнаружить черта в вихре, и, конечно, они служили оберегами – например, от сглаза или от ведьмы.

Погибший от удара молнии человек считался «блаженным», т.е., счастливым, ибо взят Перуном, и все грехи его были прощены.

Вера в могущество Перуна и в кару за его неуважение отражена в быличке, записанной в 1975 г. со слов 80-летнего жителя одной белорусской деревни. В ней рассказывается о временах крепостного права. Когда барин по имени Норкун гнал баб на барщину в поле, надвинулась большая грозовая туча. Надменный барин крикнул богу: «Ты Перун, я Норкун», - и выстрелил в неё из ружья. Тотчас грянули гром и молния, и его конь был убит. Барин очень испугался и прекратил бить своих крепостных плетью. После он даже учредил праздник в честь бога-громовержца.

Конечно, христианизация сильно ослабила это культ и наложила на него свой отпечаток. Со временем облик Перуна уже не столь ясен для крестьян, он уже не мыслится богом, скорее, стал более похож на злую силу. На вопрос, кто такой Перун, отвечают: «Перун…да кто ж его знает, наверное, черт такой».

Естественно, основными атрибутами Громовержца служат предметы, связанные с его функциями: «создание» дождя и управление им, насылание туч, манипуляции грозой, владение громом и молнией. Отсюда и обладание некоторыми орудиями, которые соединены с этими действиями: топоры, стрелы – «Перуновы топоры», «громовые стрелки». О древности образа говорит то, что все эти орудия мыслятся каменными и кремневыми.

От управления погодой зависят и производные функции бога – влияние на урожай, на плодородие полей, а отсюда и связь с явлениями и вещами, имеющими отношение к злакам и хлебу. Эта связь отразилась в причастности мельников и мельниц к культу громовержца.

Для защиты от града в Полесье и других местах выставляли хлебную лопату (которой сажали хлеб в печь), отворачивая её – словно отворачивая грозовую тучу. Чтобы задобрить Громовержца, махали скатертью и возглашали: «Добро пожаловать!».

Скорее всего, именно с древним применением быков при пахоте связано то, что бык стал культовым животным Перуна. В VI в. византиец Прокопий Кесарийский в своей истории «Война с готами» записал об антах и славянах: «Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…». Как известно, Перуна у восточных славян с христианизацией подменил в роли громовержца Св. Илья. А в день Ильи-пророка повсеместно отмечались Ильинки с пиром и закланием быка.

Грозный характер привел к частой узурпации Громовержцем функций бога войны. В свою очередь, представление о могуществе бога связало его образ с самым мощным деревом – дубом. Византиец X в. Константин Багрянородный сообщает о почитании на острове Св. Георгия русскими, плывущими в Константинополь, огромного дуба, которому совершают жертвоприношения. Жертвовали живых петухов, кругом втыкали стрелы, приносили куски хлеба или мясо. В наше время в Запорожье сфотографирован огромный (6 метров в обхвате) дуб, которому несколько веков – исследователи полагают, что так выглядел священный дуб.

Позже, после крещения Руси, связь дерева с Перуном уже не всегда ощущалась, но все же ее можно видеть в широко распространенном у славян поверье: при первом весеннем громе нужно прислониться спиной к дубу или чему-нибудь дубовому – чтобы не болела спина.

Любопытный факт: у Витебских раскольников было принято увозить девушку по предварительному согласию в лес, где молодой обвозил ее три раза вокруг заветного дуба – вот и все венчание.

Атрибуты Перуна
Праздники времен года
Русалки

 

У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Мальница), Град, Дождь, русалки и водяные, Ветры-сыновья, имеющие порой собственные имена. Иногда их четыре (по сторонам света). Отсюда день Перуна - четверг


В 980 году Владимир I приказал в России соорудить чур Перуна, а именно в Киеве среди двора своего на берегу реки Буричева. Нестор описывает истукан его следующим образом: Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода была из золота.

Князь Владимир I до предательства, был, кажется, ревностный почитатель Перуна; ибо кроме в Киеве изображения сего идола, приказал он дяде своему Добрыне Никитичу, бывшему посадником в Новгороде, и в сем так же городе соорудить истукан его. Сей поставил Перуна на берегу Волхова.

В 988 году, когда Владимир предал веру предков, повелел истребить все кумиры.


 

 


 
Контактная информация:
е-майл: yar@yarclub.ru
Верстка - mixo©

Гадалка Таро